Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

14-16 сентября 2018 г. в м.Устуу-Хурээ, Дзун-Хемчикского кожууна состоятся соревнования по спортивному ориентированию "Кубок Федерации спортивного ориентирования Республики Тыва-2018", посвященных юбилею Ойдупа А.С. Начало соревнований в 12.00 часов. Проезд до 7 км автодороги Чадан – Бажын-Алаак, далее к храмовому комплексу Устуу-Хурээ.

Программа соревнований

            14 сентября
9.00-13.00 Регистрация участников.
13.00 «Спортивный лабиринт», тренировка
17.00 Инструктаж по виду соревнований в ночных условиях
19.30 Соревнования по ориентированию в ночных условиях для групп МЖ-18;21; Ветераны – личные, для групп МЖ-14; 16 – командные (4 чел, не менее 1 дев). (участникам необходимо иметь фонари)
            15 сентября
9.00 Кросс - спринт (15-20 мин)
14.00 Кросс – классика (35-40 мин)
17.00 Награждение победителей личных соревнований
18.00 Конкурсная программа
            16 сентября
9.00 Кросс – выбор (60 мин)
13.00 Награждение победителей, отъезд

Положение Схема проезда   On-line регистрация   Карты    Протоколы 

Анализ ошибок -   как элемент управления  спортивной  тренировкой

Управление спортивной тренировкой -это приспособление всей системы подготовки спортсмена к его индивидуальным возможностям и особенностям, постановка реальной цели подготовки, реальных перспективных и текущих задач, определение методов, средств и путей решения этих задач.

В управление спортивной тренировкой входит:

  1. Текущий контроль за процессом тре­нировки (учет и анализ проделанной рабо­ты) и за состоянием тренированности (опре­деление биологической, психологической и технической готовности спортсмена).
  2. Обобщение и анализ данных текущего контроля и внесение необходимых коррек­тив в планирование (как в задачи плана, так и в способы его реализации).

При этом реальное управление трени­ровкой - в первую очередь, сбор информации и проведение анализа подготовленности спортсмена по тем или иным показателям.

Наиболее важный и существенный пока­затель состояния тренированности спорт­смена - результаты, показанные им в сорев­нованиях, как в главных, так и в контрольных. Однако результат спортсмена в соревновани­ях - интегральный показатель, а для реаль­ного управления процессом тренировки не­обходим анализ отдельных параметров под­готовки. Например:

*  Определение функционального состо­яния и здоровья методами врачебного конт­роля.

*  Контрольное тестирование уровня об­щей физической подготовки.

*  Контроль уровня умственной (психи­ческой) работоспособности.

*  Контроль технической подготовленнос­ти (специальное тестирование).

Наилучший способ текущего контроля технической подготовленности спортсмена - проведение специального тестирования сте­пени владения отдельными техническими элементами (приемами) путем проведения на местности испытаний с узконаправленны­ми задачами. Но такое тестирование доволь­но сложно организовать, особенно в услови­ях хорошо знакомой местности привычного полигона, а для реального контроля требует­ся регулярность в проведении тестов.

Более доступно анализировать действия спортсмена и скорость его движения на от­дельных перегонах дистанции, тем более что современная техника позволяет фиксиро­вать время прохождения не только перего­нов, но и отдельных отрезков. При выявле­нии ошибок (временных потерь) необходимо находить их причины. Анализ причин оши­бок спортсмена в нескольких соревнованиях может дать достаточно адекватную картину уровня его подготовленности, что, в свою очередь, должно стать поводом для внесения корректив в тренировочный процесс.

Технические приемы

Сначала рассмотрим схему действий ори- ентировщика на каждом отрезке дистанции. Спортсмен выбирает ориентир, которого со­бирается достичь, способ (технический при­ем) и скорость движения до этого ориентира. Выбор часто делается на подсознательном уровне, но для конструктивного анализа не­обходимо разложить все действия спортсме­на на составляющие.

Технический прием - способ движения спортсмена на отрезке дистанции. Техничес­кие приемы различаются по степени чтения карты и использования компаса. Например, можно выделить 9 приемов, описанных да­лее. Приемы с точным чтением карты явля­ются приемами «точного» ориентирования, а остальные приемы - приемами «грубого» ориентирования

  1. «По направлению с точным чтением карты». Движение практически по прямой линии, соединяющей КП. Обход препятствий в исключительных случаях (например, очень глубокая яма).
  2. «Грубый (длинный) азимут - карта почти или совсем не читается». Применим при наличии достаточно крупного, выделя­ющегося из других ориентира, на который берется азимут «с упреждением» или «в ме-
  3. «Точный (короткий) азимут - без чтения карты» обычно выход непосред­ственно на пункт с «рубежа атаки». Это так­же прием «грубого» ориентирования, хотя из названия это не очевидно.
  4. «По линейным ориентирам с точ­ным чтением карты». Движение по доро­гам, тропам, контурам, вдоль линейных форм рельефа с отслеживанием всех развилок и поворотов.
  5. «По линейным ориентирам - с гру­бым чтением». При насыщенной сетке троп (или сетке лыжней) возможно движение до более крупного ориентира (просека, поля­на), не отслеживая точно, по какой именно тропе (лыжне) передвигаешься.
  6. «По цепочке ориентиров с точным чтением карты». По сути, близко к движе­нию по направлению, но не по прямой, а по ломаной линии, с чтением всех ориентиров.
  7. «По цепочке ориентиров - с грубым чтением». Опознавание только крупных, на­иболее заметных опорных ориентиров-ма-
  8. «Движение по условным линиям, не имеющим выраженной линейной структуры с точным чтением карты». При нормально насыщенной карте обычно не применяется в чистом виде, а сочетается с движением по цепочке ориентиров.
  9. «Движение по условным линиям, не имеющим выраженной линейной структуры,- без чтения карты». Самый сложный прием. Предполагает движение без потери высоты на склонах, не имеющих достаточное количество других ориентиров, а также движение с набором (потерей) за­данной высоты.

При постоянном точном определении себя в карте - на любой момент прохожде­ния перегона - имеем тотальное точное ориентирование. Ряд ведущих тренеров считает, что допустим только такой способ работы ориентировщика.

Однако тотальное точное ориентирова­ние реально только на насыщенной различ­ными ориентирами местности, и не очень применимо на «пустых» участках или на уча­стках с большим количеством однотипных ориентирах.

Другое мнение - на отдельных отрезках (особенно при «пустой» местности) вполне допустимо за счет уменьшения работы с кар­той переходить на грубое ориентирование (когда спортсмен приблизительно представ­ляет, где находится), что позволяет либо по­высить скорость передвижения на этих от­резках, либо пройти отрезок только за счет компаса.

Многие считают, что использование гру­бого ориентирования также допустимо при обучении начинающих или тренировке не­достаточно квалифицированных спортсме­

нов, так как у них часто не хватает устойчи­вости и концентрации внимания для тоталь­ного точного ориентирования на всей дис­танции.

Скорость движения на отрезке зависит от функциональных возможностей спорт­смена на данный момент, от уверенности спортсмена, а также от его умения быстро воспринимать карту определенной слож­ности. Как правило, скорость движения так­же выбирается на подсознательном уровне.

Уровень мастерства спортсмена опреде­ляется в первую очередь степенью владе­ния каждым техническим приемом - в соот­ветствии с триадой «ЗУН»:

Знание (понимание, как именно надо выполнять данное действие).

Умение (возможность правильного вы­полнения действия в режиме тренировки).

Навык (отработанное до автоматизма действие, выполняемое оптимальным спосо­бом, с максимальной скоростью, при любых «сбивающих» факторах).

Думаю, любой автомобилист легко раз­граничит эти три стадии мастерства (ЗУН) для вождения машины во время обучения - по своим ощущениям. В ориентировании, к сожалению, часто ребенка выпускают в лес даже без уверенности, что полученные им теоретические знания поняты и усвоены (знание), не говоря уже об умении и навыке.

Ошибки и их причины

Без ошибок на дистанциях, наверное, не обходится ни один ориентировщик, хотя большинство понимает под этим словом - разное. Примем здесь следующие определе-

*  Ошибка - неправильное действие спортсмена в какой-либо момент работы на дистанции, или на отдельном отрезке.

*  Явная ошибка спортсмена - непра­вильное действие, которое привело к потере времени на перегоне, относительно наилуч­шего результата, возможного для данного спортсмена.

*  Скрытая ошибка спортсмена - непра­вильное действие, которое не привело к по­тере времени вследствие случайного факто­ра. Таким фактором может быть сотрудни­чество, недостатки постановки дистанции (например, встречный бег или образовав­шиеся тропы).

Для получения исходной информации управления тренировочным процессом ана­лизировать надо те причины, которые регу­лярно приводят к неправильным действи­ям. Но для этого надо сначала разобраться - каким именно приемом планировал вос­пользоваться спортсмен на каждом отрезке дистанции, каким реально отработал, в ка­кой момент совершена ошибка, каковы ее причины.

Чаще всего причинами явных ошибок, которые привели к потерям времени, спор­тсмены при разборе дистанции называют:

-   Поспешность;

-   Невнимательность;

-   Реакция на соперников или зрителей;

-   Усталость - «мозги закипели».

Но это причины общего порядка - «внеш­ние», а выводы для корректировки трениро­вочного процесса можно сделать, лишь ра­зобравшись в глубинных, «внутренних» при­чинах.

Например, ошибка заключалась в том, что спортсмен принял один ориентир за другой. Внешняя причина ошибки - невниматель­ность. Внутренней причиной данной ошибки могут быть: недостаточное чтение карты, неправильный контроль расстояния, превы­шение скорости движения, подсознательная реакция на соперника, неадекватное соотне­сение спортсменом ориентиров карты и мес­тности и т.д.

Здесь не рассматриваются варианты, ког­да спортсмену предлагается дистанция, не со­ответствующая его уровню подготовки. К со­жалению, и сейчас встречается планировка дистанций для групп 10 и 12 способом укора­чивания трасс элиты. Анализ ошибок на таких дистанциях бесполезен. Да и само участие в соревнованиях на дистанциях, к которым спортсмен еще не готов - не приносит ника­кой пользы для него, а только вред.

Многие ошибки одной из внутренних при­чин имеют психологические проблемы: вли­яние зрителей, мандраж или расслабленность перед стартом, внутренняя настроенность пе­ред стартом на «результат, место», а не на ка­чественную работу, желание «отыграться», желание соответствовать высокому результа­ту предыдущих состязаний, неправильное взаимодействие с соперниками, неуверен­ность и т.п. (психологические причины).

Вторая группа внутренних причин - не­достаточная функциональная подготовка. Например, во второй половине дистанций спортсмен допускает больше ошибок, чем в среднем по дистанции.

И, наконец, третья группа - причины, свя­занные с пробелами технической подготовки и с недостаточной тактической подготовлен­ностью (технико-тактические причины). Как правило, это недостаточная степень владения тем или иным техническим приемом (по три­аде ЗУН).

Технико-тактические причины ошибок можно разделить на три группы:

-   неправильно составлен план прохожде­ния перегона (ошибки выбора);

-   неправильно осуществлена реализация плана прохождения перегона (ошибки ре­ализации);

-   неправильные действия спортсмена не­посредственно на контрольном пункте (ошибки непосредственно на КП)

Примерный возможный перечень техни­ко-тактических ошибок и их причин приведен далее. Естественно, каждый спортсмен и тре­нер может по-другому сформулировать для себя как ошибки, так и их причины.

Ошибки выбора:

Не увиден лучший вариант прохождения перегона;

Выбран неправильный опорный ориентир (промежуточный или «рубеж атаки»);

Выбран не оптимальный технический прием на отдельном отрезке;

Выбран вариант прохождения, не соответ­ствующий общей задаче (общей задачей мо­жет быть: победа, стабильный результат, тре­нировочный старт).

Выбранный вариант в процессе реализа­ции подвергается сомнению и (или) коррек­тировке.

Внутренние причины ошибок выбора:

Неправильная (неадекватная реальности) оценка местности. Неправильная оценка сво­их возможностей. Необоснованный выбор конкретного технического приема без учета соотношения сложности местности и своего умения передвигаться. Чтение карты данной насыщенности вызывает затруднения. Недос­таточно отработаны навыки (умение) выбора пути.

Ошибки реализации:

Очень частая ошибка - изменение выб­ранного технического приема. Например, спортсмен собирался двигаться на отрезке, используя движение по линейным ориенти­рам с точным чтением карты, а во время дви­жения перестал отслеживать все ориентиры, то есть, перешел от точного - к грубому ори­ентированию;

Отклонение от направления;

Движение в неправильном направлении - «побежал не в ту сторону»;

Ошибка в опознавании ориентира - «при­нял один ориентир за другой»;

Ошибка в контроле расстояния;

Потеря местонахождения в карте;

Внутренние причины ошибок реализации:

Отсутствие отработанного навыка кон­кретного технического приема или недоста­точная степень владения этим приемом. Неп­равильно выбрана скорость движения при пе­редвижении конкретным техническим при­емом. Неправильно выбрана степень чтения карты при передвижении конкретным техни­ческим приемом (точное или грубое ориенти­рование). Неуверенность в своих силах, бо­язнь ошибки. Желание повысить скорость пе­редвижения (обычно за счет уменьшения ра­боты с картой и компасом - «упрощение ори­ентирования»).

Ошибки, совершаемые непосредствен­но на КП:

Отметка на чужом КП;

Плохая отметка на своем пункте.

Внутренние причины ошибок непосред­ственно на КП:

Плохая работа с легендой. Не проверил номер КП. Отсутствие контроля качества от­метки: при отметке компостером - наличие «зубов» в нужной клетке карточки, при элек­тронной отметке - звуковой и световой сигна­лы. Отсутствие навыка, отработанного до ав­томатизма, выполнения всех необходимых действий на пункте в жесткой последователь-

Отдельное, но очень важное место зани­мают скрытые ошибки. Ошибочный выбор или ошибочная реализация не привела к по­тере времени, но это случилось из-за влияния каких либо посторонних, случайных факто­ров: спортсмен увидел соперника, уходящего с КП, попал на тропу, натоптанную предыду­

щими спортсменами и т.д. Опасность состо­ит в том, что, совершив несколько скрытых ошибок одного типа и не потеряв времени из-за своих неправильных действий, спор­тсмен не считает эти действия ошибочными. А когда вдруг потеряет время при аналогич­ных своих действиях, но при других обсто­ятельствах (например, стартуя в начале про­токола, или в соревнованиях с большим стартовым интервалом), - считает это слу­чайностью.

Выявление и анализ причин скрытых ошибок одна из самых важных, но одновре­менно самая трудная задача тренера. Часто суть ошибки - необоснованный переход на грубое - более скоростное, но менее точное ориентирование. Причина - уверенность спортсмена, например, в том, что он спосо­бен пробежать 500 м до микроямки по ком­пасу без чтения карты.

При подозрении на систематическую скрытую ошибку в каком-либо действии спортсмена, имеет смысл провести специ­альное тестирование на это действие (нап­ример, «нитка» с конкретной задачей).

Выявление и анализ именно внутренних причин ошибок позволяет выявить слабые стороны спортсмена, скорректировать пла­ны дальнейшей подготовки. Хотя внутрен­ние причины самому спортсмену очень сложно увидеть, особенно при скрытых ошибках. Главный вопрос, на который надо дать ответ: «Почему именно в данном месте и в данное время было совершено непра­вильное действие». Причем задавать вопрос «почему» по поводу каждого неправильного действия следует многократно, докапываясь до исходной причины. Кроме того, часто у одной ошибки сразу несколько причин (осо­бенно это характерно для спортсменов не­высокой квалификации). Надо обязательно фиксировать эти причины, рассматривая не отдельный старт, а все соревнования за оп­ределенный период. Причины ошибок, сис­тематически повторяющихся, дают повод за­думаться о пробелах в подготовке.

Для удобства анализа можно составить таблицу, в которой по горизонтали - пере­чень ошибок и их причин, а по вертикали - дистанции. В клетки-пересечения записы­вается количество ошибок, допущенных спортсменом, и их причин.

Вместо заключения

 Главная задача тренера и самого спор­тсмена - повышение мастерства. Только как это делать? Наверное, надо работать над от­дельными элементами подготовки (как тен­нисисты отрабатывают удары у стенки), уде­ляя больше внимания наиболее «проблем­ным». А «проблемные» элементы для каж­дого спортсмена можно выявить, анализи­руя ошибки и их причины. Конечно, нельзя забывать, что действия ориентировщика на дистанции - комплексный процесс, поэтому на любом этапе подготовки необходимо ра­ботать над развитием всех качеств, необхо­димых 

Содержание